Развитие ребенка
Нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка от его первого дня жизни является основой для здоровой деятельности его организма в будущем. Поэтому важно наблюдать за своим ребенком, чтобы в случае появления определенных отклонений в его физической и психической функциях ему можно было оказать своевременную и целесообразную помощь. Развитие органов чувств, двигательных и психических функций отражают изменения в поведении ребенка, совершенствование его из месяца в месяц.
Приведем некоторые важные ориентиры в этом развитии.
Первый месяц жизни. Младенец спит примерно 20 часов в сутки. В момент, когда малыш активен, он хаотично двигает ручками и ножками; движения глаз еще некоординированные. На мощный звук ребенок реагирует рефлексом Моро (в ответ на стук по поверхности, где лежит ребенок, на расстоянии 15-20 см с обеих сторон от головки, ребенок сначала отводит ручки в стороны и разгибает пальцы, затем поворачивает ручки в исходное положение). В норме рефлекс Моро присутствует у ребенка до 4-ох месяцев. Младенец чувствует изменения температуры (когда замерзнет, плачет, становится беспокойным, много крутится), обладает вкусовыми и болевыми ощущениями.
Второй месяц. Малыш обращает внимание на звук и свет, у него появляются первые мимические реакции, изменения настроения, улыбка.
Третий месяц. Следит за предметами, поворачивает голову в сторону света или звука, поднимает и начинает держать голову, лепечет, рассматривает свою руку.
К концу первого полугодия ребенок узнает своих родителей, радуется их присутствию. Тянется за различными предметами, хватает их. Поворачивается в сторону и переворачивается на животик, громко смеется.
На 9-ом месяце жизни ребенок сам сидит, потом садится и встает, перекатывается по полу, начинает ползать. Начинает отличать неприятные и опасные моменты. Выражает желание. К разочарованию реагирует ответной реакцией. Сам держит в руках бутылочку с питьем и пьет из нее.
1 год. Ребенок уже самостоятельно стоит, ползает на коленях, упирается ножками, пытается ходить сам. Понимает отдельные слова, отзывается, когда его зовут. Умеет хлопать в ладошки, делать “тоси-тоси”. Хорошо знакомая со средой, со своими игрушками. Следуя, повторяет слова, такие как “ма-ма”, “па-па”.
В последовательности сроков развития статических функций, все же существует индивидуальная особенность организма каждого ребенка. Поэтому следует учитывать тот факт, что возможны колебания во времени появления определенных действий малыша.
Сроки развития статики и моторики у детей 1-го года жизни
Действия ребенка | Средний срок | Колебания |
улыбается | 5 недель | 3 — 6 недель |
“гуление” | 7 недель | 4 — 11 недель |
держит голову | 3 месяца | 2 — 4 месяца |
направлено движет рукой | 4 месяца | 2,5 — 5,5 месяцев |
переворачивается со спины на живот | 5 месяцев | 3,5 — 6,5 месяцев |
сидит | 6 месяцев | 4,5 — 8 месяцев |
ползает | 7 месяцев | 5 — 9 месяцев |
встает | 9 месяцев | 6 — 11 месяцев |
делает шаги при поддержке | 9,5 месяцев | 6,5 — 12,5 месяцев |
стоит | 10,5 месяцев | 8 — 13 месяцев |
самостоятельно ходит | 11,5 месяцев | 9 — 14 месяцев |
говорит простые слова | 10 месяцев | 8,5 — 11,5 месяцев |