Детский церебральный паралич


Что такое церебральный паралич?

Причиной детского церебрального паралича (ДЦП) является непрогрессирующее повреждения определенных зон развиваещегося мозга.

Это повреждение может произойти на ранних этапах беременности, когда мозг только начинает формироваться, в процессе родов, когда ребенок проходит через родовые пути или после рождения ребенка.

В раннем возрасте ДЦП проявляется ухудшением и ограничением движения. Кроме двигательных нарушений, наблюдаются следующие дефекты:
— познавательные (например, неумение считать);
— сенсорные нарушения (нечувствительность к боли);
— нарушения слуха;
— нарушение зрения;
— ухудшено восприятие (например, неспособность распознавать цвета, хотя функции зрения нормальные);
— эмоциональные расстройства;
— судороги.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Признаки детского церебрального паралича

При наблюдении за детьми с ДЦП обнаруживается несколько характерных признаков. Они могут появляться во многих комбинациях и проявляться в различной степени.
К таким признакам относятся:
— сразу после рождения ребенок может иметь трудности с дыханием;
— ребенок может иметь проблемы с сосанием, глотанием и пережевыванием пищи; иногда проблемы с кормлением могут иметь тяжелые последствия (например, аспирационная пневмония, если пища попадет в легкие через трахею);
— ребенок часто плачет и видно, что с ним “что-то не так”. Младенец может быть равнодушным и неактивным, будто не склонным общаться с окружающими;
— ребенок с ДЦП может иметь трудности с координацией движений. Например, ребенок может использовать только одну руку (вместо обеих) либо не ползет;
— ребенку трудно контактировать с окружающими. Слабо или совсем не реагирует на других людей, имеет проблемы с развитием речи;
— ребенок имеет проблемы с деятельностью в повседневной жизни, например: не может самостоятельно принимать пищу, не может одеваться или ухаживать за собой;
— вообще развивается медленнее, чем здоровый ребенок такого же возраста.

Иногда требуются месяцы или даже годы, чтобы обнаружить у ребенка ДЦП, особенно в более легких случаях.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Развитие детей с ДЦП

Еще раз надо подчеркнуть, что ребенок с ДЦП притерпел необратимое повреждения мозга. Дальнейшее развитие ребенка с ДЦП зависит от таких факторов, как:
— объем и место поражения. Эти факторы определяют выраженность задержки развития. Степень повреждения мозга можно установить при детальном медицинском обследовании;
— тот уровень развития, которого достигнет ребенок под влиянием различных стимулов. Чем больше ребенка поощерять, тем лучше он будет приобретать чувственно-двигательный опыт;
— терапия очень важна для стимулирования развития ребенка. Она не устраняет основной причины повреждения мозга, но ребенка можно научить пользоваться возможностями своего организма.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Причины

В целом считают, что возникновение ДЦП может произойти под влиянием различных видов повреждений: произошедших перед рождением, во время или сразу после рождения.

Перед рождением:
— инфекции;
— резус-несовместимость;
— диабет или отравление во время беременности;
— наследственность;
— повышение внутричерепного давления.

При рождении:
— недостаток кислорода;
— нодовая травма.

После рождения:
— гипоксия.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Симптомы ДЦП

Осматривая и проверяя детей с ДЦП, необходимо обращать особое внимание на симптомы, касающиеся:
— тонуса мышц;
— рефлексов;
— нервно-психического развития.

1. Тонус мышц может быть:
— ниже нормального;
— нормальным;
— выше нормального.
Ребенок с ДЦП может иметь пониженный или повышенный тонус.

2. Рефлексы
Рефлексами называют автоматические непроизвольные реакции на определенные возбудители (стимулы). Некоторые из них остаются на всю жизнь, другие исчезают в процессе нормального развития. У детей с ДЦП эти рефлексы исчезают позже или остаются на неопределенный срок (патологические).

3. Развитие
Развитие происходит с задержкой по сравнению со здоровыми детьми. Некоторых стадий развития (например способности ходить) иногда не удается достичь. Часто положение ребенка зависит от нарушения моторики.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Вторичные проблемы у детей с ДЦП

К вторичным проблемам относятся:
— вынужденное положение конечности вследствие недостатка движений через мышечную спастику;
— искривление позвоночника (сколиоз). Если ребенок с ДЦП движется, сидит или лежит несимметрично, то этим увеличивается риск развития деформации скелета;
— при несимметричном положении сидя усиливается опасность вывиха в тазобедренных суставах.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Классификация ДЦП

ДЦП классифицируют согласно проявлений и местонахождения.

Проявления:
— спастичность;
— непроизвольное движение, которое особенно касается лица, рук и языка (атетоз);
— шаткие движения и походка (атаксия);
— Атония мышц.

Где проявляется:
— одна половина тела (гемиплегия);
— обе половины тела (диплегия);
— обе руки и ноги (тетраплегия).

1. Спастичность
При спастичности замечается усиленный тонус мышц-сгибателей и разгибателей. У детей со спастическим поражением мышц часто наблюдается недостаточность координации движений и равновесия.
В связи с тем, что у таких детей тонус мышц повышен и разнообразие движений недостаточно, часто возникают мышечные, а впоследствии и суставные контрактуры, что ведет к еще большему ограничению движений ребенка в целом. В случае спастического ослабление мышц (спастический парез) всегда бывают ассоциированные реакции – это ненормальные напряжение мышц всего тела. Эти реакции сопровождают каждое сознательное движение, мешая его выполнению. Ассоциированные реакции появляются преимущественно тогда, когда движение требует усилий. Таким образом, дети со спастикой мышц часто движутся по глобальным образцом, то есть однообразно.

2. Неконтролируемое непроизвольное движение (атетоз)
Означает буквально “невозможность остановиться”. Дети с такой болезнью всегда в движении (особенно их конечности). Движения эти некоординированные. Тонус мышц постоянно меняется от гипертонического к гипотоническому.
Этим детям очень трудно находиться в определенной позиции, например, удерживать голову и тело в равновесии или что-то взять и держать. Остановить движение в таком случае – тоже проблема.
Иногда суставы бывают гипермобильные. У таких детей часто бывает несимметричный рефлекс тонуса шеи, недостаточное сосредоточение и сверхчувствительная реакция на стимулы.
Существует много различий среди детей, имеющих такие движения. Ребенок может быть дряблым и напрягается только тогда, когда пытается действовать или волнуется. Другой может быть ригидным (напряженным) в течение длительных периодов и расслабляется только тогда, когда нагнет голову вперед.
Ранний диагноз
Возможными признаками атетоза могут быть проблемы с кормлением, усиленное слюнотечение и продолжительные периоды повышенного тонуса мышц.

3. Колеблющиеся движения и походка (атаксия)
Это расстройство координации произвольных движений. В отличие от детей с атетозом, дети с атаксией не двигаются постоянно. Однако, движения их бесконтрольные и нескоординированы. Дефект координации особенно заметен в сознательных движениях.
Симптомы: дрожащие руки, тремор (дрожание) и резкие, бесцельные и нескоординированы движения. Нарушено также равновесие.

4. Бессилие, слабость мышц
Атония мышц выражена у детей с ДЦП в первые годы жизни. Это состояние может перейти в атетоз или в гипертонус мышц.
Чем дольше дети остаются в таком состоянии, тем хуже может быть прогноз.
Детям с гипотонией мышц присуще чрезмерное выделение слюны и их очень трудно чем-то увлечь или взволновать. Повышена подвижность суставов через очень низкое напряжение мышц вокруг них.

5. Гемиплегия
Это паралич одной половины тела. У таких детей можно наблюдать стереотипы положения и движений руки и ноги с одной стороны (например рука согнута и не действует). Движение несимметричное. Ребенок пользуется только здоровой половиной тела.
Другие характеристики:
— тонус мышц пораженной стороны усиливается при деятельности;
— замечаются ассоциированные реакции (тонус пораженной стороны усиливается при движении здоровой руки или ноги);
— гемианопсия (секция зрительных раздражений в мозге не задействована, хотя сами глаза функционируют нормально);
— расстройство роста и нарушения кровообращения пораженной стороны;
— расстройство речи, обучения и поведения.
Ранний диагноз
Примерно в возрасте четырех месяцев становится понятно, что ребенок всегда берет что-то той же рукой (сравните это с нормальным развитием: привычка, владения органом производится когда ребенку несколько лет).

6. Диплегия – двусторонний паралич тела
— при диплегии поражено все тело, но ноги больше, чем руки. Эти дети обычно могут владеть головой и не имеют речевых нарушений. Тонус мышц ног колеблется от повышенного до нормального; деятельность рук сопровождается ассоциированными реакциями ног (и в меньшей степени – наоборот);
— затрудняются отдельные движения ног по отношению к туловищу (сидение с прямой спиной) и отдельные неодновременные движения ног (хождение);
— наблюдается значительное сгибание конечностей в коленных и локтевых суставах, одновременно склонность сгибать руки, туловище и голову.
Ранний диагноз
Диплегия начинает проявляться где-то около первого года жизни, когда замечается замедленное развитие стояния и ходьбы. В то же время дети уже успели развить многие патологические привычки.

7. Тетраплегия
Это поражение всего тела. При этом обе стороны тела могут быть поражены неодинаково. Это может привести к определенной асимметрии позы и движения. Наблюдается недостаточный контроль равновесия головы, нарушается речь и координация.
К другим характеристикам относятся:
— во время физических усилий тонус колеблется от повышенного до нормального или повышен в состоянии покоя;
— может быть разница тонуса мышц между правой и левой частями;
— в случае асимметрии увеличивается вероятность вывиха тазобедренных суставов и сколиоз позвоночника;
— стереотипный образец позы и движения;
— общая скованность движений;
— ассоциированные реакции.
Ранний диагноз
Таких детей можно распознать по наличию проблем с кормлением и за скованностью движений в первый год жизни. Через высокий тонус мышц уход за такими детьми очень тяжелый.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.

Принципы терапии ДЦП

Как уже упоминалось ранее, церебральный паралич – это последствие повреждения головного мозга. Благодаря терапии мы можем уменьшить последствия ЦБ.
Делаем это:
1) путем регулирования тонуса мышц и облегчением активных движений;
2) общим содействием развитию;
3) уменьшением производных проблем.

Несколько коротких советов для родителей:
— важно, чтобы занятия были всегда приятны как для ребенка, так и для того, кто занимается с ребенком;
— применяйте разнообразие на практике;
— говорите с ребенком больше и, продолжая давайте простые советы;
— направляйте те движения, которые ребенок не может делать самостоятельно;
— начинайте с тех упражнений, которые ребенок может делать сам и поощряйте его делать немного больше;
— ребенок учится также, наблюдая за другими;
— будьте терпеливы, независимо от того, сколько времени это займет.

Бен ван дер Стам “Помощь ребенку при церебральном параличе. Практические советы” ISBN-5-7707-8196-3 © Издательство «Миссионер», Львов, 1995.